Версия для слабовидящих
Понедельник, 29.04.2024, 16:14
Приветствую Вас, Гость

«Система воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста» –

Герасименко Анна Вячеславовна., педагог-психолог


Доброжелательность - желание добра, готовность содействовать благополучию других.
(Толковый словарь. С.И. Ожегов). 

Доброжелательность - это одна из главных черт гармоничных отношений с людьми. Когда люди доброжелательно относятся друг к другу, то поведение никогда не будет агрессивным. Доброжелательность означает не сомневаться в добрых намерениях, обращать внимание на положительные черты, питать благодарность, доверие и уважение к окружающим

 В нашем детском саду функционирует 5 возрастных группОбразовательный процесс осуществляется в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МБДОУ д/с№6 "Золушка" с учетом примерной основной образовательной программой «От рождения до школы»  под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой

. Выбор темы доклада обусловлен тем, что в условиях реализации ФГОС ДО одной из задач является создание благоприятных условий развития детей с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей и склонностей развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

В требованиях к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования отмечено: «Поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности». Перед педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск новых форм и методов работы с детьми.

Пересмотрев подходы к организации обучения детей в соответствии с ФГОС ДО, педагог так организовывает свою работу, что именно в форме игры проходит вся образовательная деятельность. Именно через игру решаются все образовательные задачи.

Большая роль в развитии дружеских доброжелательных отношений у дошкольников отводится воспитателю. Приветливый тон, мажорный настрой, сдержанность, дружеские отношения с детьми, простота в общении, душевность, готовность прийти на помощь - всеми этими качествами должен обладать человек, воспитывающий детей.

Педагогический коллектив МБДОУ №6 "Золушка" считает, что особое значение в формировании личности дошкольников имеют отношения, которые строятся на основе доброжелательности. Поэтому одной из целей нашего учреждения в работе с детьми является формирование доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста.


Исходя из поставленной цели мы определили ряд задач:

- воспитание дружеских взаимоотношений между детьми;

-формирование таких качеств, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, коллективизм;

-воспитание заботливого отношения к малышам, уважительного отношения к пожилым людям.
Основными условиями воспитания доброжелательных отношений у дошкольников являются:

- создание эмоционально-положительного климата в группе;

-моделирование педагогических ситуаций, которые позволяют детям проявлять добрые чувства к окружающим.

Установлению доброжелательных отношений способствует умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом. Определяющее влияние на детей оказывает пример общения взрослых. Поэтому педагогами в первую очередь используются естественно возникающие ситуации, например, связанные с приходом в группу сотрудников детского сада и их общением. Обращают внимание детей на то, как приветливо, по-доброму разговаривают взрослые друг с другом, побуждают их так же общаться между собой. Для выявления характера взаимоотношений, складывающихся между детьми в группе используем метод наблюдения и социометрию. Применение метода наблюдения позволяет нам увидеть конкретную картину взаимодействия детей, дает много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. При наблюдении за детскими взаимоотношениями педагог обращает внимание на показатели поведения детей:

· инициативность отражает желание ребенка привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение;

· чувствительность к воздействиям сверстника отражает желание и готовность ребенка воспринять его действия и откликнуться на предложения;

· преобладающий эмоциональный фон проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой и негативной.
Воспитатель отмечает наличие данных показателей и степень их выраженности в индивидуальном протоколе.

Этот метод мы используем совместно с социометрическими методиками: «Два домика», «Капитан корабля».

Таким образом, исследование помогает воспитателю увидеть скрытую картину межличностных взаимоотношений в группе, определить для себя круг детей, оставшихся со стороны сверстников без должного внимания и уважения, и которым необходима поддержка и помощь.

Педагогами МБДОУ №6 "Золушка" систематически ведется работа по формированию доброжелательных отношений в организованной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей, при взаимодействии с семьями воспитанников.
Для формирования у воспитанников доброжелательных отношений, педагоги используют все доступные формы и методы работы:

1. В работе с детьми:

  • дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные и народные игры в Центре игры «Город мастеров»;
  • непосредственно образовательная деятельность;
  • моделирование и анализ заданных ситуаций;
  • сочинение историй, сказок, заучивание стихов, потешек, прибауток;
  • беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок;
  • рассматривание картин и иллюстраций;
  • решение кроссвордов, развлечения, просмотр видеофильмов;
  • организация выставок детского творчества;
  • метод проектов;
  • традиции и др.

2. В работе с родителями:

  • консультации в рамках Семейной академии;
  • беседы из серии Что делать если;
  • родительские собрания;
  • информационные стенды, папки-передвижки;
  • создание памяток, буклетов;
  • издательство газеты Растём вместе;
  • выставки;
  • семинары - практикумы, мастер-классы;
  • тематические гостиные, вечера
  • совместные развлечения, досуги;
  • конкурсы детского и детско-взрослого творчества;
  • анкетирование, тестирование и др.

Для поиска эффективных путей и средств формирования взаимоотношений, влияющих на становление общественно ценных качеств личности ребенка, педагогами разработан и будет реализован проект «Дружба крепкая не сломается». Срок реализации проекта - 3 месяца. Участниками проекта выступают педагоги МБДОУ №6 "Золушка", дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников. По истечении срока реализации проекта мы достигнем следующих результатов:

- у детей будет сформировано понятие «дружба»;

- они научатся практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем;

- воспитанники приобретут навыки работы в сотрудничестве;

- сформируется умение доверять другу.

Не нужно доказывать, что ребенок учится, играя, что игра является наилучшим средством воспитания детей. Именно в игре у детей лучше всего проявляются и закрепляются добрые чувства.

В методическом кабинете с участием творческой группы воспитателей имеется подборка игр, которые воспитывают доброжелательность, готовность выручить сверстника; умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры. Например, ситуативные игры-истории с элементами театрализации: «Котик и ежик на качелях», «Машина», «Случай в малине», ситуативная игра-история «Помощь бельчонку», ситуативная игра-история «Ириски» и др.; подвижные игры: «Добрые эльфы», «Театр теней», «Волшебный стул» и др.; игровые упражнения: «Мост дружбы», «Радио», «Секрет», «Добрые и вежливые слова», «Добрые приветствия», «Солнце» и др.; дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо», «Дополни рисунок», «Школа вежливости», «Я не должен - я должен», «Звери на болоте» и др.; народные игры «Карусель», «Поводырь», «Волшебные очки», «Пузырь» и др.

Эффективным методом формирования доброжелательности является беседа, в ходе которой педагог имеет возможность привлечь внимание ребенка к страданиям другого человека, способствует появлению отклика -сострадания, побуждает ребенка находить правильные способы проявления сочувствия, оказания помощи.

В беседах с детьми воспитатели часто используют пословицы и поговорки - кладезь народной мудрости, естественным образом воспитывающие в духе доброты и милосердия, например:

- Конечно, путник плох незрячий, но бессердечный плох тем паче.

-Доброе слово лучше мягкого пирога.

-Любить друга - любить себя, и др.

В связи с этим педагоги часто используют художественную литературу как средство развития доброжелательности, обращают особое внимание на отбор произведений. (В.В.Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо»; ненецкие сказки «Айога», «Три сына», А.В.Осеева «Добрые слова», стихи А. Кузнецова «Подружки», Е.Серова «Нехорошая история», Е.Благинина «Подарок», сказка «Как светлячок друга искал» и др.) Для приобщения детей к общечеловеческим нравственным ценностям, воспитателями широко используются все виды фольклора.

Тематическое распределение произведений для чтения детям на организованных видах деятельности позволяет педагогу проводить работу по воспитанию чувств детей целенаправленно и комплексно. При этом используем повторное чтение, которое углубляет чувства и представления детей.

Воспитатели нашего учреждения придерживаются личностно-ориентированного подхода к детям, где каждый ребенок - личность, а все вместе - дружный коллектив. Освоить ценности коллектива ребенку помогают традиции, которые способствуют чувству сопричастности сообществу людей, помогают прогнозировать развитие событий и выбирать способы действия. Поэтому создание групповых традиций в нашем учреждении и их передача следующему поколению воспитанников -необходимая и нужная работа. Традиции играют большую роль в формировании доброжелательных отношений, оказывают большую помощь в воспитании детей. В МБДОУ детский сад № 6 "Золушка" есть уже прочно сложившиеся традиции, которые с большим удовольствием принимаются детьми и родителями, совершенствуются и приумножаются.

Итак, представляем вашему вниманию наши традиции: «Утро радостных встреч», «Театральная неделя», «Пятничный перекрёсток».